ЦЕНТР
   ТЕСТИРОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ 
УлГТУ 
НовостиДокументы<Абитуриенту>ШкольникуНа заметкуТестыПрофориентацияРезультатыКонтакт!Гостевая книгаФорумНП "ЦОКО"

Как улучшить свой тестовый балл


Прежде всего, надо избавиться от страха перед тестами. Некоторые их боятся так же, как медицинского обследования: мол, еще обнаружат какое-нибудь опасное заболевание, лучше уж пожить без этого неприятного знания. Это весьма похоже на известную реакцию страуса, но голова, зарытая в песок, не выполняет своей основной функции - своевременно соображать, что делать дальше.

Одна из причин тестофобии - страха перед тестами - известна точно. Она основывается на представлении, что результат по тесту - это что-то вроде "пожизненного диагноза" или приговора. Но это ошибочное представление! Особенно неправильным оно является по отношению к тестам, измеряющим достижения, в частности, к тестам на общеобразовательные знания.

Здесь уместны аналогии с медициной: чем раньше выявлены какие-либо отклонения, тем быстрее можно начать лечение и вылечиться. Так и с тестами на знания: чем раньше выявлены пробелы, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению.

Итак, существуют реальные способы повысить тестовый балл. Причем значительно!

Первый из этих способов - усиленное изучение того предмета, по которому предстоит тестироваться: чтение учебного материала, обсуждение его с опытными наставниками, выполнение самостоятельных работ, то есть весь комплекс необходимой учебной работы.

Но есть и второй способ улучшения тестового балла. Это основательное знакомство с процессом тестирования. Если вы знакомы с процедурой устного экзамена, потренировались в оформлении сочинения или доказательстве теоремы, то ваши результаты на экзамене от этой подготовки обязательно улучшатся. Необходимость подобной тренировки - недостаток всех методов контроля. В тестах этот эффект тоже существует, но проявляется слабее. Тестологи многократно убеждались, что люди, хорошо знакомые с процедурой тестирования, показывают стабильно более высокие результаты, чем неопытные испытуемые.

По этому вопросу на Западе публикуют толстенные руководства, в которых все учитывается до мелочей. Даются даже рекомендации, не лишенные чувства юмора, например, предлагается использовать различия в индивидуальном стиле преодоления стрессовых ситуаций: кому-то накануне выполнения аттестационного теста рекомендуется повысить уровень агрессивности, то есть добавить в кровь адреналина, участвуя в агрессивных играх или разбивая дешевую посуду; кому-то, наоборот, сократить выброс адреналина и для этого медитировать в позе лотоса или лежать с закрытыми глазами, воображая себя птицей, парящей в голубом небе.

Смех смехом, а правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка и тренировка в выполнении тестов, как показывают научно-экспериментальные исследования, позволяет повысить тестовый балл на целых 100 очков по 1000-балльной шкале. Это дает возможность абитуриенту, прошедшему подобную подготовку, подавать заявление в какой-нибудь престижный университет.

Огромную фору дает знание типовых конструкций тестовых заданий. Это позволяет практически не тратить время на понимание инструкции, ибо опытный испытуемый сразу же - по внешнему виду задания - видит, к какому типу оно относится и какое умственное действие здесь требуется.

Мы не можем познакомить читателей со всеми типами тестовых заданий, тем более что их великое множество. Назовем лишь несколько часто используемых типов, которые требуют вполне определенной тактики решения.

Определение понятий Требуется выбрать наиболее точный вариант определения какого-либо понятия. Если вы хотя бы чуть-чуть знакомы с этим понятием, то не следует пропускать задание, а стоит постараться интуитивно угадать правильный ответ.

Фактологические знания Это вопросы по модели "Что? Где? Когда?" (как в известной телеигре). Они выясняют вашу эрудицию. Подобных заданий много в тестах по таким информационно-насыщенным предметам, как, например, география и история. Здесь гадать опасно, так как опытные разработчики тестов заполняют эти задания так называемыми "ловушками" - правдоподобными ошибочными ответами.

Различение классификационных признаков Таких заданий немало по биологии с ее очень разветвленной классификацией видов животных и растений. Если каждый вариант ответа содержит громоздкий перечень признаков, то следует использовать метод исключения: сразу же отсеивать варианты ответа, в которых содержатся заведомо неправдоподобные признаки. Тем самым поле выборов заметно сужается. Если хотя бы один ответ вы сумели исключить, то не стоит пропускать задание: нужно постараться угадать правильный ответ из трех (или четырех) оставшихся - такая тактика приносит дополнительные очки.

Продолжение закономерности (или решение по аналогии) Например, дается ряд "Александр I, Александр II..." и надо указать следующего российского императора. Здесь не следует торопиться, хотя и очень хочется добавить еще одну "палочку" к имени "Александр". Но между двумя Александрами Россией правил Николай I, поэтому правильный ответ на это задание - "Николай II". Главное при решении заданий такого типа - сосредоточить внимание на логическом принципе, связывающем члены последовательности в единый ряд. Если вы поняли этот принцип, то выбрать правильный ответ не составит труда.

Приведем далее несколько наиболее прямых и универсальных рецептов по поводу стратегии подготовки к тестам и тактики их выполнения. Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам-спортсменам в раздевалке под трибунами стадиона.

Тренируйтесь! Перед официальным (соревновательным, аттестационным) тестированием следует выполнять как можно больше опубликованных тестов - просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их самих, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но дают вам и другой многообразный опыт - самонаблюдения и оптимальной саморегуляции во время тестирования.

Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время выполнения тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, невозможно смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование.

Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, то есть следуйте всем рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать малопонятную инструкцию, а нужно сразу же познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.

Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие, с которыми вы обязательно справитесь. Просто глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до "своих" заданий, а застряли на тех, учебный материал которых вам не известен. Конечно, такая тактика может принести успех далеко не всегда. Если тест построен по принципу "лестницы" и начинается с легких вопросов, то не стоит пропускать все первые задания. Тут же еще раз предупредим наших читателей: задания в "Телетестинге" идут друг за другом по принципу "случайной лестницы": уровень трудности постепенно повышается, но на каждом уровне ("этаже") задания случайно перемешиваются компьютером.

Угадывайте! Если вы не уверены в выборе ответа, но интуитивно можете предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! Такое доверие, как правило, приводит к приросту очков.

Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).

Сокращайте выбор! Если несколько ответов (1-2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные - подходящими с равной вероятностью, то в этом случае правильно не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных просто "методом научного тыка". Путем такой тактики вы получите больше очков. Это следует просто из теории вероятности. Ведь "отрицательное знание" (о том, какой ответ заведомо не годится) - это тоже знание, и глупо отказываться от его использования.

Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание. Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект - забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по "первым словам" и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто не должен выполнить все 100% заданий! Например, среди 6-ти тысяч участников трех олимпиад "Телетестинг-97"- "Телетестинг-99", выполнивших в общей сложности свыше 40 тысяч тестов, не было ни одного, кто решил бы все 100% заданий хотя бы по одному предмету. Это нормально! Поэтому нет никакого смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение является ошибочным: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок. В итоге вы получите если не самый высокий тестовый балл, то вполне и вполне приличный. Эта установка особенно пригодится "круглым отличникам", привыкшим при обычных методах контроля добиваться максимального результата (всегда "пятерки"). Если вы хотите стать классным "тестовым бойцом", учитесь не только наносить удары, но и "держать" их, если выражаться в терминах бокса. Нужно категорически отказаться от "комплекса отличника", не привыкшего стойко переносить отдельные локальные неудачи.

Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания "по первому кругу". Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас ("своих") заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить. (Подобный рецепт, увы, не годится для компьютерных тестов, которые часто просто не разрешают возвращаться к прошлым заданиям дальше, чем на один шаг).


Таков простейший список рецептов. Если вы последуете им, то еще во время тренировок увидите, как ощутимо растут ваши результаты.

г.Ульяновск, ул.Северный Венец 32, ауд.100, тел./факс 43-02-03, e-mail:rpct@ulstu.ru