ЦЕНТР
   ТЕСТИРОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ 
УлГТУ 
НовостиДокументыАбитуриентуШкольнику<На заметку>ТестыПрофориентацияРезультатыКонтакт!Гостевая книгаФорумНП "ЦОКО"
Отчет по итогам репетиционного тестирования по истории России

Отчет по итогам репетиционного тестирования по истории России.

Председатель Областной комиссии экспертов

по проверке заданий части  3(С) по истории России

зав. каф, ИСПО УИПКПРО, доцент, к.и.н., Качкина Т.Б.

 

 Наибольшие затруднения у участников тестирования вызвали задания:

Из заданий части 1(А):  

А12 (знание фактов) – справились 33% участников;

А19 (знание понятий) –  35%;

А 27(знание фактов, 1945 – 1991 гг.) – 33%;

А 31(умение извлекать информацию из источника. 1945 – 1991 гг.) – 34%.

Из заданий части  2(В):

В1 (на установление последовательности событий) – 12 %

В10 (на группировку фактов) – 22%;

В11 (на установление последовательности событий) - 20%.

Из заданий части 3(С):

С3 (извлечение информации из источника) - 30%

С4 (представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений) – 13%;

С5 (рассмотрение исторических версии и оценок) – 17 %;

С6 (анализ исторической ситуации) – 3%;

С7(1) (сравнение – выявление общих черт) – 10%;

С7(2) (сравнение – выявление  различий)– 16 %

 

Посмотрим,  какие вопросы плохо усвоены учащимися.

Часть I(А). В задании А12 (знание фактов) был задан вопрос о том, в царствование какого императора (Александра I, Николая I, Александра II, Николая II) произошло завоевание Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства.

В другом варианте   задания А12 надо было  определить, какой город стал центром одного из новых промышленных районов, возникших в пореформенный период (1861-1890-егг.).

 Задание А-12 по спецификации  включает материал  XIX века. Проблемные темы – экономическое развитие и внешняя политика XIX в.

Вызвавшие затруднения вопросы А19,  А27, А31, В11  по спецификации относятся к   XX веку (внешняя политика второй половины ХХ в. и концепции построения социализма).       

Часть  2(В). Задания В1, В10 и В11 и в репетиционном тестировании, и в ЕГЭ 2008 года тоже были выполнены очень плохо. Значит можно говорить об определенной закономерности в выполнении подобных заданий. Они сложны по содержанию и по форме.  Необходимо  целенаправленно формировать умение выделять хронологическую последовательность и устанавливать соответствие, учить видеть не отдельные события, а их место в конкретном историческом периоде, эпохе.

Но наиболее трудными для выполнения оказались задания  части 3(С).

В части 3 (С) все задания – высокого уровня сложности. За 7 заданий ученик может получить 21 первичный балл. Это 30, 9 % максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального  первичного балла за всю работу (68 баллов). Поэтому ученик, который ставит задачу успешно поступить в ВУЗ, ни в коем случае не должен пренебрегать выполнением заданий данной группы. Надо бороться за каждый балл и стремиться  правильно ответить на все вопросы.

 

Репетиционный экзамен показал, что по сравнению с ЕГЭ 2008 года  при заполнении бланка ответов № 2  (задания части 3(С) учащиеся  в основной массе правильно структурируют материал.

Они не пишут ответы сплошным текстом, как это было в прошлом году. Большинство выпускников правильно выделяют элементы ответа (причины, проявления, аргументы, характерные черты, особенности и положения) и фиксируют их под номерами 1), 2), 3)… .

Это позволяет самому ученику не запутаться и  постоянно контролировать себя – а на какой вопрос я отвечаю? Это также облегчает работу эксперта и позволяет   максимально объективно оценить ответ.

 

С1 – С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); каждое задание оценивается 2 баллами;

Как организовать работу с документом? Рассмотрим примеры из репетиционного тестирования.

К заданиям С1; С2; СЗ.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 - СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из телеграммы генерала С.С. Хабалова.

«Доношу, что 23 и 24 февраля, вследствие недостатка хлеба, на многих заводах возникла забастовка. 24 февраля бастовало около 200 тысяч рабочих, которые насильственно снимали работавших. Движение трамвая рабочими было прекращено. В середине дня 23 и 24 часть рабочих прорвалась к Невскому, откуда была разогнана. Насильственные действия выразились разбитием стекол в нескольких лавках и трамваях. Оружие войсками не употреблялось».

Из телеграммы министра внутренних дел А.Д. Протопопова.

«Ставка. Дворцовому коменданту. Внезапно распространившиеся в Петрограде слухи о предстоящем, якобы, ограничении суточного отпуска выпекаемого хлеба взрослым по фунту, малолетним в половинном размере, вызвали усиленную закупку публикой хлеба, очевидно, в запас, почему части населения хлеба не хватило. На этой почве 23 февраля вспыхнула в столице забастовка, сопровождавшаяся уличными беспорядками. Первый день бастовало около 90 тысяч рабочих, второй - до 160 тысяч, сегодня - около 200 тысяч. Уличные беспорядки выражаются в демонстративных шествиях, частью с красными флагами, разгроме в некоторых пунктах лавок, частичном прекращении забастовщиками трамвайного движения, столкновениях с полицией. 23 февраля ранены два помощника пристава. Сегодня утром на Выборгской стороне толпой снят с лошади, избит полицмейстер полковник Шалфеев, ввиду чего полицией произведено несколько выстрелов в направлении толпы, откуда последовали ответные выстрелы. Сегодня днем более серьёзные беспорядки происходили... на Знаменской площади, где убит пристав Крылов. Движение носит неорганизованный стихийный характер... К прекращению дальнейших беспорядков принимаются энергичные меры военным начальством».

С1. К какому году относятся данные телеграммы? Назовите имя императора, царствовавшего в это время. Укажите название войны, в которой участвовала в описываемый период Россия.

 Обратим внимание, что документа два. Значит надо внимательно прочитать оба прежде, чем приступить к выполнению заданий.

Выделим основные элементы ответа. Их три:  год, когда происходят события, имя царствовавшего тогда императора и название войны, в которой участвовала Россия.

Развитие  протестных движений по нарастающей (от забастовок, разгрома лавок и демонстраций до насильственных действий) показывают, что   речь идет о предреволюционных событиях.  Дата, указанная в документе (23-24 февраля) указывает на преддверие февральской революции. Обратим внимание еще на одну подсказку – Петербург (нем. бург – город)  был переименован в Петроград в 1914 году после вступления России в    Первую мировую войну на стороне противников Германии. Значит, речь не может идти о первой русской революции 1905-1907 года.

Итак,  это 1917 год. 

Нетрудно вспомнить, что царствовал в это время Николай II.

Россия участвовала в первой мировой войне.

 

Типичные ошибки. Основная масса участников репетиционного тестирования с этим заданием  успешно справилась.  Но есть и ошибки  в определении события. Называется Гражданская война, русско-японская война.  Пишут, что правил в это время император Ленин.  Интересным был ответ, в котором ученик  написал, что речь идет о «хлебном бунте» 1650 года, что правил тогда Алексей Михайлович Романов, и что в это время шла русско-польская война (неточно, но близко по времени). Есть исторические знания, но нет исторического видения, нет внимания. Ведь документ представлен телеграммой(!), в нем идет речь о рабочих(!), о трамваях(!), о полиции(!)  и о Петрограде(!). Поэтому, читая документ, надо выделять в нем признаки эпохи.

 

Переходим к    заданию С2.  На основе текста телеграмм укажите не менее четырех проявившихся в описанной ситуации форм протеста рабочих.

В данном случае необходимо выявить объект характеристики и ключевые слова. Нам надо выделить четыре формы протеста рабочих.

Основная масса участников репетиционного тестирования с этим задание также справилась. Все элементы ответа в необходимом количестве  и даже больше можно найти в тексте документа (мы выделили их полужирным шрифтом).Это забастовки, блокировка работы общественного транспорта,   разгром лавок,  столкновения с полицией,  демонстративные шествия.

Если  найдено больше элементов ответа, чем требуется в задании, лучше выписать их все – больше шансов,  что  Вы получите максимальный балл.

 

 Типичные ошибки. Некоторые выпускники, однако, при ответе на вопрос этого простого задания допустили ошибку.  В качестве форм протеста они называют  отдельные случаи   - убийство пристава Крылова и избиение  полковника Шалфеева, или выделяют меньше форм протеста, чем требуется в задании (2-3  названных формы – это 1 балл, одна – 0 баллов).

 

 СЗ. На основе текста и знании по курсу истории укажите не менее двух причин недовольства рабочих. Приведите    одно    положение,    раскрывающее    основное    последствие описанных в телеграммах выступлений для внутренней жизни страны.

Уточним объект характеристики – причины недовольства рабочих. 

Выделим элементы ответа Их три две причины недовольства и одно основное последствие описанных в телеграммах событий. Задание сложное по структуре. Здесь необходимо составить схему ответа, выделив ключевые слова в объекте характеристики:  

 Причины недовольства рабочих

1)…………………………

2)………………………..

Последствие описываемых событий

При ответе надо помнить, что следует опираться не только на текст документа, но и на знания по курсу истории.

Мы уже вспомнили, что Россия в  данный период  принимает участие в первой мировой войне. Но если говорить о причинах недовольства рабочих, то  следует конкретизировать -  это не сам факт войны или участия в войне, а затянувшаяся война, поражения, большие военные потери. Не может быть засчитан ответ, в котором написано «первая мировая война» или  «участие России в войне», а таких ответов много.  Необходимо очень тщательно формулировать  свои мысли, чтобы не терять баллы.

На недостаток хлеба и продовольствия в целом прямо указывается в документе.

Две причины мы уже нашли, но неплохо на всякий случай «про запас» подумать и вспомнить еще.

Рабочие могут быть недовольны (а для рассматриваемого периода времени это соответствует действительности) тяжелыми условиями труда, инфляцией и сокращением реальной заработной платы (обязательное последствие для экономики в военный период).

Затянувшаяся война – это все новые военные призывы, что также служит причиной недовольства населения (речь ведь   идет не об Отечественной, а об империалистической  войне). Можно еще сказать о низкой заработной плате, тяжелых бытовых условиях.

 Многие учащиеся правильно ответили на  вопрос о причинах. Они писали о долгой изнурительной войне, продовольственном  кризисе, усталости от войны, о тяжелых условиях труда.

 Типичные ошибки. Ошибкой было писать о нерешенности аграрного вопроса. Ведь в задании четко сказано - причины недовольства рабочих. И снова напоминаю – уточняйте объект характеристики, и вы не будете допускать досадных неточностей. Аграрный вопрос действительно не был решен, но ведь об этом не спрашивали в задании, а вот верных элементов ответа для получения баллов не хватило. Много неточных и неполных формулировок, на что указывалось выше (участие в войне, первая мировая война). Или расписывается недостаток хлеба в разных вариантах, но это одна причина, а нужно две.

Теперь подумаем о последствии. Последствие описываемых в телеграммах событий тесно связано с причинами недовольства. Не зря они стоят в одном вопросе. К чему может  привести недовольство рабочих в  военный период, которое выражается в активизирующихся формах протеста?

К революции! Последствие описываемых событий – Февральская  революция, свержение самодержавия.

В ответе на вопрос о последствиях описываемых событий допущено очень много ошибок. Называется просто революция (какая?), Гражданская война, Октябрьская революция, недоверие к власти, установление двоевластия (неточный ответ).   Следует точно формулировать ответ.

 Во втором варианте заданий С1-3 из репетиционного тестирования ответ на задание С-1 : 1943 год, Тегеран, Вторая мировая война.

 Типичные ошибки.   Очень много ошибок, связанных с атрибуцией документа. Разброс дат от 1618 г.  до 1945 г. География проведения – не менее 20 названий. Название войн самое разнообразное (есть и русско-турецкая, и первая мировая).  Здесь проявилось и крайне слабое знание предмета, и просто нежелание думать и мыслить исторически. 

Серьезная  и распространенная ошибка, когда пишут  Великая Отечественная война вместо Вторая мировая. Такой ответ не может быть засчитан как правильный. Тегеранская конференция  проводилась в  рамках взаимоотношений Великобритании, США и СССР в контексте Второй мировой войны. Великая Отечественная война – война СССР с Германией - это часть Второй мировой.  

В задании С2  надо было указать не менее трех основных вопросов, обсуждавшихся на конференции.

Уточним объект характеристики – основные обсуждавшиеся вопросы.

Из текста документа и знаний по истории надо иметь представление, что основным вопросом на тегеранской конференции был вопрос об открытии «второго фронт»: обсуждалась проблема сроков и места операции. Косвенное указание в тексте документа – «мы хотим пересечь Ла-Манш и преследовать противника в глубь территории».

Стоял также вопрос о помощи СССР со стороны союзников по антигитлеровской коалиции (текст документа прямо на это указывает).

 Обсуждался  вопрос о  послевоенном сотрудничестве этих стран  в послевоенный период, на что также есть указание в тексте.

Дополнительно можно указать, используя знания по истории, что обсуждался вопрос о вступлении СССР в войну против Японии после разгрома Германии, о послевоенных границах  СССР (в частности с Польшей).

Типичные ошибки.  Много  неконкретных ответов, просто переписанных из документа: сокращение сроков войны,  завоевание победы, будущая судьба человечества – это не основные обсуждавшиеся вопросы, это цели.  Много неточных и неполных, односложных ответов: экономическая поддержка (кого?), послевоенное устройство (чего?), вывод германских войск с советского фронта (это как?), «думали о победе, которая, может быть, их ждала в будущем» (ну и что придумали?), Ирак, Польша (что с ними случилось?).

В ответах проявилось слабое знание географии. Ла-Манш или Английский канал отделяет континентальную Европу от Британских островов. Преодоление его не самоцель  для союзников. Цель – открытие  «второго фронта» в Европе в северной Франции. Поэтому ответы «операция через Ла-Манш» или «преодоление английского канала» не может быть засчитан.

С 3. Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.

Могут быть указаны следующие причины задержки (элементы ответа),

упомянутые Ф. Рузвельтом:

-   недостаток специальных судов (тоннажа) для высадки десанта на континенте;

- сложные погодные условия для высадки десанта (над Ла-Маншем почти всегда туман и дуют сильные ветры). В тексте есть косвенные указания - «неприятная полоска воды»;

- планируемые союзниками СССР в данный период крупные операции в Средиземном море;

Дополнительно, используя знания по истории  можно указать:

- хорошо укрепленный немцами берег в зоне предполагаемой высадки десанта;

- желание Черчилля осуществить высадку на Балканах, чтобы не допустить наступающие советские войска в Европу

- желание   союзников   дождаться   максимального   ослабления Германии в результате наступления советских войск

- желание союзников достичь ослабления военной мощи СССР к моменту окончания  войны.

Типичные ошибки. Снова неконкретные и неполные формулировки: их операции (чьи и где?), действия союзников (каких и какие?),  неприятная полоска воды или неприятные воды Английского канала (это о чем?) десантные операции (какие, и где?), неподходящее время (для чего?), нежелание растрачивать свои силы (чьи и на что?), до 1 мая нельзя (почему?) Много фантазии – ждали, когда растает лед (какой лед на Ла-Манше?). Написано много, правильных и точных ответов мало.

Если подвести итоги по данной группе заданий, то можно сказать, что учащиеся в основном умеют извлекать информацию из источника. Но не следует «зацикливаться» на тексте и ограничиваться переписыванием его  кусков. Надо привлекать дополнительные знания по истории и предельно точно, достаточно полно формулировать  именно ответ на вопрос задания.

 

Перейдем к следующей группе заданий.

Задания С4 — С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версии и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание ни формулировку каждого вопроса.

Серьезные затруднения в репетиционном тестировании вызвал  ответ на задание С4 (представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений – 4 балла). Это особенно обидно, так как из ответов видно, что с историческим материалом учащиеся знакомы.

С 4.   Назовите не менее трех положений, составляющих содержание понятия «декабристы». Приведите не менее двух названий программных документов декабристов.

Выделим элементы ответа. Их пять. Это три положения,  через которые  надо раскрыть понятие декабристы и два их программных документа.

Уточним объект характеристики – кто такие декабристы.

Составим схему ответа:

Понятие «декабристы»

1)………….

2)…………

3)…………

Программные документы декабристов

1)………………

2)……………..

Кто такие декабристы?  Мы знаем, что это участники вооруженного выступления на Сенатской площади в декабре 1825 года.   Это дворяне-революционеры. Это члены тайных  обществ, которые выступали против крепостного права и самодержавия. Три элемента ответа у нас есть, а это уже 2 балла.

Из программных документов  учащиеся должны знать прежде всего «Русскую правду» П.И. Пестеля и «Конституцию». Н. М. Муравьева.  Два элемента ответа на вопрос задания есть. Можно вспомнить еще  «Правила Соединенных славян» и  «Манифест к русскому народу» С.П. Трубецкого.

 

 Каковы типичные ошибки в ответах на это задание. Многие пишут, раскрывая понятие -  восстание на Сенатской площади, восстание произошло в декабре 1825 года, антифеодальное движение, эпоха буржуазно-демократических движений, введение конституции и отмена крепостного права. Все это близко к теме, но не дает ответа на вопрос – кто такие декабристы.  Или дается неправильный ответ   – люди элиты, деятели общественного движения (определения не раскрывают сути), представители интеллигенции (антиисторично применять данное понятие к началу XIX века), офицеры. Учащиеся плохо знают программные документы декабристов

 

  Проанализируем еще один вариант задания С4. Укажите характерные черты политики правительства в 1880 — 1890-х гг., направленной на развитие промышленности. Приведите не менее трех положений.

Приведите не менее двух фамилий государственных деятелей 1880 - 1890-х гг., проводивших политику, направленную на развитие национальной промышленности.

Уточняем объект характеристики – политика правительства, направленная на развитие промышленности, ее характерные черты.

Хронологические рамки периода – 80-90-е годы XIX века.

Выделим элементы  ответа – не менее трех положений данной политики.

Составим схему ответа, выделив ключевые слова:

 

80-90-е гг. XIX в.политика правительстваразвитие промышленности

                                                                 

                                           Три положения          

                             1)………….                                     

                             2)…………..                     

                             3)………….                      

                                                                       

                                        Государственные деятели, которые

                                        проводили эту политику (не менее двух)

Итого у нас пять элементов ответа – три положения и две фамилии. Максимальные 4 балла за это задание можно получить, только если все  элементы будут названы верно.

Раскрывая политику правительства, направленную на развитие промышленности в указанный период, можно было выделить:

- кредитование промышленников, предоставление им субсидий от государства;

- развитие железнодорожного строительства;

- привлечение иностранных инвестиций в промышленность;

- проведение денежной реформы;

- введение выгодных для отечественной промышленности таможенных тарифов;

       - поощрение создания монополий  отдельными промышленниками.

Трех положений из вышеперечисленных хватает на максимальный балл.

Из фамилий следовало назвать С.Ю. Витте, И.А. Вышнеградского, Н.Х. Бунге.

 Наиболее типичная ошибка – не уточнив объект характеристики, многие выпускники  ошиблись  с историческим периодом. Они  раскрыли направления политики правительства в период реформ 80-90-х годов ХХ века. Отсюда и ошибки в указании имен – Черненко, Ельцин, Горбачев, Гайдар и др.

Вторая распространенная ошибка – не раскрывается политика правительства, просто перечисляются  особенности экономического развития: специализация промышленных регионов,   промышленные объединения. Или называются  направления, не имеющие непосредственного отношения к промышленности: поддержка науки, освоение новых территорий.

Или перечисляются отдельные мероприятия, не связанные с промышленной политикой, причем  подробно, с указанием дат: положение о губернских и уездных земских учреждениях, циркуляр о «кухаркиных детях», положение о выкупных платежах.

Ошибкой является чрезмерная лаконичность: монополии, железные дороги, иностранный капитал, банки. Надо следить  за формулировками. Каждый пункт должен содержать ответ на поставленный вопрос – политика правительства (монополии и железные дороги – это не политика).

Ошибкой было и включение в список имен императоров Александра III и Николая II – ведь в задании сказано «государственные деятели, проводившие эту политику», а императоры непосредственно экономическую политику в жизнь не проводили.  Фамилии Бунге и Вышнеградского не всем знакомы.

 

Перейдем к анализу ответов задания С5 на рассмотрение исторических версии и оценок.

 Учащимся было предложено проанализировать две точки зрения на политику П.А. Столыпина, выбрать  наиболее предпочтительную и аргументировать ее.

Элементы ответа – не менее трех фактов, которые могут  служить аргументацией выбранной точки зрения.

Приступая к выполнению задания, необходимо уточнить объект характеристики – политика Столыпина, ее результаты для крестьян и для помещиков. Надо было уточнить суть спора - Кто выиграл от реформ?

При выборе первой точки зрения многие правильно указали, что  реформы Столыпина  не уничтожали   помещичье землевладение, что  они     отвлекали крестьян от идеи раздела помещичьих земель, что в результате реформ  пополнялось число сельскохозяйственных рабочих из обезземелевших крестьян.

Большинство учащихся выбрало для аргументации вторую точку зрения.

Многие правильно указали, что - реформы     способствовали      превращению  крестьян в собственников земли, что  Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнета общины;  что    при нем была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче ссуд крестьянам, что  переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе.

Можно было добавить, что столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель, что  в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация; что выросла  товарность крестьянских хозяйств.

 Ошибкой было писать: «Мне представляется, что и те и другие неправы. Истина посередине». Или пишут: «От реформы Столыпина полностью не выигрывали ни крестьяне, ни помещики». Вас не об этом спрашивают. Надо четко выполнять задание – выбрать   версию и   аргументировать ее. За простое переписывание точки зрения  баллов не дают. Ошибка, когда выбирают одну точку зрения, а аргументируют другую или обе сразу.

Ошибкой было не аргументирование точки зрения на политику Столыпина, а описание сути реформ Столыпина. Следует уточнять объект характеристики.

Много ошибок было сделано в отборе фактов для аргументации. Приведенная в задании версия о том, что от реформы выигрывала лучшая часть русского крестьянства, была понята так – выиграли зажиточные.  Отсюда   ответы в ответах смещены акценты - богатые могли нанять работников,  зажиточные могли выйти из общины,  богатые могли купить землю у бедных. 

Следовало задать себе вопрос -  какая часть крестьянства может быть названа лучшей? Это наиболее трудолюбивые, предприимчивые хозяева. Почему они выигрывали?  Они стали собственниками земли. Они могли освободиться из под гнета общины.  Они могли покупать помещичьи земли.  Они могли получить земли в собственность в результате переселенческой политики. Они могли получить ссуды в Крестьянском банке и  эффективно их использовать.  Получив землю в собственность и взяв ссуду, они могли производить товарную продукцию (выращивать, например, хлеб на продажу). Но  главное все-таки  - возможность стать собственниками земли, а многие учащиеся в ответах упустили этот аргумент, как сам собой разумеющийся.

Много неполных и неточных  ответов – переселенческая политика,  кредиты, отруба и хутора, переселение в Сибирь для устранения избыточности населения (правильно - не избыточность населения, а  проблема малоземелья в центральных районах). Крестьянам стали давать земли (надо уточнить, на каких условиях). Эксперт понимает, что вы имеете в виду, но он не имеет права додумывать за вас.

 В  другом варианте задания С5. надо было аргументировать одну из  точек зрения на русско-японскую войну 1904-1905 гг. При выборе первой точки зрения учащиеся правильно указывали, что Япония начала  войну первой, и что Япония  еще до войны с Россией  проводила захватническую политику.

Можно было еще указать, что   Японию  подстрекала соперница России в Азии – Великобритания, что в Японии более активно велась военная пропаганда.

При выборе второй точки зрения правильно указывали, что  Россия  имела в  Китае  и  Корее  свои     интересы, что  царскому правительству   для поднятия своего авторитета внутри страны нужна была «маленькая победоносная война», что  царское   правительство    видело    в    Японии    отсталую азиатскую страну, которой можно беспрепятственно навязывать свою волю.

 

 Типичные ошибки и здесь связаны с неточностью формулировок. Например, пишут, что Россия была уверена в победе. Это правильно, но неточно.  Может быть, она верила в   правое дело и хотела отстоять  независимость, защитить свои законные интересы? Нет, она была уверена в слабости Японии и хотела навязать ей свою волю. 

Приводят факты, которые сами по себе не являются в данном случае    аргументами -  затопили «Варяг» и «Корейца», оборона Порт-Артура, Цусима, поражение под  Ляодуном.

Перефразируют одно и то же несколько раз. Россия не нападала, не объявляла войну, Япония напала без объявления войны на русские корабли. Это все правильно, но это один аргумент и один балл.

 

Меньше всего ответов  и еще меньше правильных было дано на задание С 6 (анализ исторической ситуации), – всего 3%. Это объясняется, конечно и тем, что в 11 классе данный раздел учащиеся еще не изучали. Материал был пройден в 9 классе и на ином уровне.

 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В период «оттепели» в СССР, несмотря на выдвинутый на XX съезде КПСС  принцип   мирного  сосуществования  двух  разных общественно-политических систем,  противостояние этих систем  продолжалось,  что требовало усиления сотрудничества стран социализма. Какие изменения в отношениях СССР и других стран социалистического содружества произошли после XX съезда КПСС? Укажите не менее двух примеров, показывающих эти изменения. Назовите не менее двух причин, вызвавших эти изменения.

Это очень сложное задание, за правильное выполнение которого можно получить 4 балла.

 Выполнение его требует знания и анализа   вопросов международных отношений второй половины ХХ века. Международный контекст – «холодная война». Цель внешней политики СССР – укрепить единство стран социалистического лагеря, не дать ему развалиться после развенчания культа личности Сталина.

Задание имеет сложную структуру. Поэтому следует составить схему ответа. Уточним период - после ХХ съезда КПСС.

Уточним объект характеристики, выделив ключевые слова –

изменения в отношениях СССР и других стран социалистического содружества

                                                                                                

Примеры этих изменений               Причины, вызвавшие изменения

(не менее двух):                                             (не менее двух):

1)…………………….                               1)…………………….  

2)…………………….                               2)…………………….

  Всего четыре элемента ответа – две причины и два примера.

 Лучше начать с причин, тогда легче  будет привести правильные примеры.

- критика культа личности на ХХ съезде КПСС неоднозначно была  воспринята в странах социалистического лагеря, что привело к ухудшению их отношений  с СССР;

- принцип мирного сосуществования, выдвинутый на ХХ съезде КПСС (а это отмечено в самом тексте задания) противоречил ожиданиям   некоторых коммунистических партий новой мировой войны как ускорителя движения к мировому социализму, что также вело к ухудшениям отношений  с СССР

         Отсюда могут быть названы примеры изменений в отношениях СССР и других социалистических стран:

- кризис в Венгрии 1956 г. и подавление восстания в Будапеште при помощи советских войск;

-разрешение кризиса в ГДР путем  возведение Берлинской стены при одобрении и поддержке СССР;

- ухудшение отношений с Китам; 

- разрыв отношений с Албанией.

Наиболее типичная ошибка у тех, кто все-таки приступил к выполнению этого задания – не уточнив объект характеристики, анализируют отношения СССР с капиталистическими странами. Пишут о гонке вооружений. Или показывают не изменения во взаимоотношениях социалистических стран с СССР, а то, что было и раньше – сближение, стремление к расширению социалистического лагеря, экономическая помощь социалистическим государствам со стороны СССР. Размещение ракет на Кубе – это  правильно, но это  не изменения в отношениях, а то, что уже было в арсенале политики ССССР в предшествующий период.

         Рассмотрим другой вариант задания С6.  Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В результате начатой в 1965 г. под руководством А.Н. Косыгина экономической реформы по совершенствованию планирования и стимулированию труда производителей, произошел прирост национального дохода СССР, увеличение валового общественного продукта.

Какой была судьба начатой реформы в 1970-е гг.? Укажите не менее двух положений, отражающих её судьбу. Приведите   не   менее   двух   причин,   которые   предопределили   судьбу реформы.

Составим схему ответа:

Уточним период – 1970-е годы

Уточним объект характеристики – судьба реформы А.Н. Косыгина

Положения, отражающие судьбу 

реформы (не менее двух)

Причины, предопределившие такую судьбу (не менее двух)

 

Если рассуждать логично, то реформа может быть реализована полностью или частично.  Она может быть свернута постепенно или сразу.

Говоря о судьбе данной реформы, можно отметить, что она  была реализована частично и постепенно свернута.

Причины неудач:

- директивная экономика, плановый хозяйственно-административный механизм ее регулирования не  сочетается с введением экономических принципов управления;

-было сопротивление партийно-бюрократического аппарата, так как реформа подрывала основы его власти;

-   реформировалась только экономическая сфера, а для успеха реформы необходимы были комплексные изменения, в том числе и в социальной, и в политической сферах жизни советского общества.

 

Типичные ошибки сложно выделить, так как на вопрос почти никто не ответил. В некоторых  бланках содержится ответ на первую часть задания. Но причины свертывания называют неверно: ввод советских войск в Афганистан (к этому времени реформа уже не проводилась). В других неверно определяется судьба реформы.

 

 Трудным для выполнения является задание С7 на сравнение. Задание состоит из двух частей, которые оцениваются отдельно: выявление общих черт (не менее двух положений или характеристик) и выявления различий (не менее двух различий). Всего четыре  элемента ответа. «Цена» задания 4 балла

В одном варианте надо сравнить систему управления   Древнерусским государством при первых русских князьях Олеге и Игоре и при Ярославе Мудром. В другом варианте  нужно было сравнить взгляды сторонников и противников норманнской теории

Задание на выявление общих черт выполнили около 10 % учащихся. На выявление различий – примерно 16%. Учащиеся научились работать с таблицами, в которых надо отразить общее и особенное в исторических процессах, событиях  и явлениях.

 Типичные ошибки связаны с неправильным определением объекта характеристики. Так вместо сравнения системы  управления Древнерусским государством сравнивают внешнюю политику, формы землевладения, развитие культуры и религии. Демонстрируют антиисторизм  мышления, фиксируя отсутствие до Ярослава Мудрого гражданских прав и свобод у населения. Некорректно используют термины, называя  Ярослава Мудрого самодержцем, а Русь при нем  - теократическим государством.

 

Подведем итоги.  На что следует обращать внимание учителю и учащимся  при  подготовке к ЕГЭ:

1.Четкое предварительное представление о структуре экзаменационной работы, формах заданий в каждой из трех ее частей, соотношении количества заданий по основным периодам отечественной истории.

2. Ознакомление с инструкциями по особенностям выполнения разного типа заданий, с правилами оформления ответов на специальных бланках (бланк ответов № 2 надо заполнять аккуратно,  разборчивым подчерком. Не стоит терять баллы из-за того, что эксперт не смог что-то прочитать). 

3. Ознакомление  с системой оценивания ответов на задания ЕГЭ.

4. Использование  при подготовке к ЕГЭ всех типов заданий, вошедших в варианты ЕГЭ (в качестве обучающих, а затем  и контролирующих заданий);

5. Особое внимание следует обратить на те задания частей 1(А) и 2(В), которые требуют проведения группировки событий, явлений, их итогов, последствий и т.д.,   установления хронологической последовательности.

6. Изучение хронологии должно быть тесно связано с историческим контекстом, с особенностями рассматриваемой эпохи, с происходящими процессами, с деятельностью выдающихся личностей.  

6. Следует очень внимательно читать задание, прежде чем  приступать к работе и стремиться точно воспринимать его формулировки.   

8. При работе с документом следует очень внимательно, несколько раз прочитать документ, фиксируя (можно выписывать, выделять, подчеркивать) наиболее важные мысли.

9. Не стоит переписывать текст документа по абзацам. Надо на основе выделенных главных положений сформулировать ответ.

10. Следует учитывать, что  выполнение заданий  на анализ  документа предполагают  применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода, а не только извлечение информации из источника.

11. Надо все время заставлять себя рассуждать, делать логические умозаключения, а не просто вспоминать.

12. Приступая к ответу, надо уточнить исторический период, о котором идет речь.

13. Необходимо уточнить объект характеристики (социальная политика, политика в сфере промышленности, мероприятия в области культуры,  особенности внешней политики, причины неудач…) и выделить ключевые слова.

14. Надо выделить все необходимые элементы ответа и уточнить их обязательное количество (сколько должно быть названо  причин, положений, аргументов, проявлений…

 15. Надо составлять схему ответа и  строить ответ в соответствии со структурой вопроса.  Не нужно писать ответ развернутым текстом. Необходимо четко выделять в вопросе элементы содержания: причины, следствия, проявления, характерные черты, аргументы  и факты

16. Помните, что за неправильный ответ не штрафуют и баллы не снимают. Но  и не дают.  Значит, если требуется два элемента ответа, а вы дали пять, и из них три неправильных, вы получаете максимальный балл за задание. А если вы указали два элемента, и оба – неправильно…

17. Поэтому лучше давать больше элементов  ответа, чем требуется в задании.

18. Надо быть предельно аккуратными и внимательными в формулировках ответов. Они не должны быть односложными. Каждый пункт должен  раскрывать сущность вопроса и содержать ответ  на него.

19. В заданиях на установление соответствия, установление хронологической последовательности (В1, В2, В4, В7, В8, В10 и В11 надо обязательно сначала заполнять   приведенную внизу табличку. Она поможет вам правильно записать буквы (или цифры) и затем точно перенести их в бланк ответа №1.

Обращайте особое внимание на то, что нужно внести в бланк – буквы или цифры.

Если говорить о содержании, то проблемными для усвоения являются вопросы внешней политики России XIX века,  внешней и внутренней  политики, экономического развития   СССР в  ХХ веке, политические партии России в начале ХХ века, НЭП, внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны, вопросы по культуре.

Особое внимание при подготовке следует уделять XIX веку – 14,7% заданий, и    XX  веку.  Учителя и выпускники должны учитывать, что  около 40% заданий в материалах ЕГЭ дано по  истории России ХХ - начала XXI вв.  

 

г.Ульяновск, ул.Северный Венец 32, ауд.100, тел./факс 43-02-03, e-mail:rpct@ulstu.ru