ЦЕНТР
   ТЕСТИРОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ 
УлГТУ 
НовостиДокументыАбитуриентуШкольнику<На заметку>ТестыПрофориентацияРезультатыКонтакт!Гостевая книгаФорумНП "ЦОКО"
Комментарий к итогам репетиционного экзамена по обществознанию кандидата исторических наук, заведующей кафедрой ИСПО УИПКРО Качкиной Т.Б.

 

Наибольшее затруднение у экзаменующихся вызвали вопросы из третьей части экзаменационного теста, части С, в которых требуется развернутый ответ. В зависимости от содержания задания ответ предполагает использование имеющихся теоретических знаний курса обществознания, знание и привлечение фактов общественной жизни, использование личного социального опыта, умения излагать и аргументировать собственное мнение. Задания блока С нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень подготовки по курсу обществознания.

Каждый вариант блока С состоит из восьми заданий, предполагающих самостоятельный письменный развернутый ответ. В отличие от блоков А и Б, эту часть теста проверяет не компьютер, а комиссия экспертов. Все задания части С следует разделить на три группы.  

 

I. С1-С4 – это задания по фрагменту неадаптированного текста.  

Текст может относиться к любой теме курса обществознания. В репетиционном экзамене было предложено 2 варианта. Один отрывок – рассуждения Б. И. Чичерина о политических партиях – относится к политологии,  второй – отрывок из работы С.Л. Рубинштейна о формировании психических свойств личности относится к социальной психологии. В чем специфика этих заданий? Это задания на понимание текста и умение с ним работать. Задания проверяют такие умения выпускников как осуществление поиска материала по тексту, систематизацию, интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных источников (текстов).  

Что собой представляет работа с текстом? Существуют определенные технологии качественного анализа текста. 1. Необходимо медленно, вдумываясь в каждое слово, в каждое словосочетание, в каждое предложение, прочитать текст. Следует добиться того, чтобы все оказалось понятным. 2. Выпускник должен определить, к какому разделу обществознания, к какой конкретной теме относится предложенный фрагмент и актуализировать свои знания по этой теме. 3. Постараться вспомнить, что известно об авторе текста, определить к какому историческому (культурному, политическому, экономическому) периоду относится текст – это необходимо для более правильной интерпретации текста. 4. Разделить текст на смысловые блоки (секвенции), представляющие собой законченные, т .е. логически завершенные фрагменты текста. Этими секвенциями могут быть словосочетания, предложения, группы предложений, абзацы, которые совсем необязательно находятся рядом и представляют собой какую-либо последовательность предложений. Предложения, относящиеся к одной секвенции, могут находиться в различных местах текста. И наоборот, разные части одного предложения могут быть отнесены к различным секвенциям.  Иными словами, последовательность изложения суждений автора предложенного текста не всегда совпадает с разбиением текста на смысловые блоки. На этом предварительная работа с текстом может считаться завершенной, далее следует переходить к непосредственному выполнению заданий, интерпретации текста. 5. Следует внимательно прочитать задание. Важно определить, сколько в данном задании вопросов, каковы этапы его выполнения. Сразу отметим, что слабым местом ответа на часть С является то, что экзаменующиеся невнимательно читают формулировки вопросов. В связи с этим даются ответы на другой вопрос, ответ оказывается неполным, т.к. было что-то упущено или не понято в вопросе. Прежде всего, необходимо понять, что требуется выполнить, сколько и какие задания заключены в формулировке вопроса.

 

Рассмотрим, в качестве образцов, как следует выполнять задания по тексту репетиционного экзамена.

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

 

«Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установление представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством».

(Б.И. Чичерин)

 

Задание С1: К чему, по мнению автора, политическая свобода призывает общественные силы? В чем автор видит главный источник политической жизни в конституционных государствах?

Это наиболее простое задание, которое предполагает поиск ответа во фрагменте текста. О необходимости отвечать цитатами из текста свидетельствуют такие слова в формулировке вопросов, как «по мнению автора…», «в чем автор видит…». Поскольку в задании два вопроса, то и ответ должен состоять из двух частей – прямых цитат. В тексте они выделены курсивом. Ответ на первый вопрос сводится (редуцируется) к ключевому словосочетанию «участию в государственных делах», а на второй вопрос – к ключевому предложению «посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество». Надо обратить внимание, что внутри одного задания следует каким-то образом отделять ответы на разные вопросы друг от друга, не писать сплошным текстом.  Самый простой вариант – отвечать по пунктам и их нумеровать.

1)…….

2)…….

Какие встречаются ошибки при выполнении этого задания?

1. Приводится весь первый абзац фрагмента целиком, без разбиения на два ответа.

2. Дается ответ только на один вопрос.

3. Несколько экзаменующихся причудливо соединили обе цитаты в одно предложение, при этом существенно исказив смысл.  Например: «Политическая свобода призывает к взаимодействию тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество». Такой ответ засчитан быть не может.

4. При переписывании цитат в бланк ответа теряются ключевые слова. Так при ответе на второй вопрос существенным является слово «взаимодействие». В ряде ответов предложение было сокращено следующим образом: «В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество». Смысл меняется! Чичерин видит источник политической жизни в конституционных государствах именно во взаимодействии политических сил. Такое «сокращение» свидетельствует о непонимании мысли автора текста и не может быть засчитано как правильный ответ.

5. Приводятся в качестве ответов совершенно другие цитаты. Здесь без комментариев.

 

Задание С2: Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политической партии в «субъекты политических действий».

Для правильного выполнения этого задания недостаточно просто найти и выписать цитату. Необходим поиск ответов по всему тексту, это и есть «секвенционный анализ», обнаружение фрагментов текста, относящихся к одному смыслу. Смыслообразующим здесь выступает понятие «условия превращения…» . Весь текст читается таким образом, чтобы выявить ключевые слов, фразы и предложения, относящиеся к условиям превращения политической партии в субъекта политической деятельности. Для того чтобы найти в тексте правильные ответы, необходимо верно и точно проинтерпретировать задание. Условия – это то, что предшествует результату – становлению партий в качестве политических субъектов. Т.е. существует определенная каузальность, причинно-следственные связи. В тексте присутствуют авторские определения, как относящиеся к условиям, так и относящиеся к результату. Приведем небольшой фрагмент текста: «Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе». Здесь мы обнаруживаем два условия превращения партии в политического субъекта, а также несколько результатов этого превращения. К условиям относятся партийная «дисциплина» и «организация» для совокупного действия. А вот «превращение … случайных мыслей… в прочные силы», «действовать… направлять… стремления к общей цели», «программа», «правильное течение политической жизни» - это все есть результаты появления зрелой политической партии и к условиям не относятся. Проведенный таким же образом анализ всего фрагмента позволяет выявить следующие условия превращения политической партии в «субъекты политических действий»: 1) партийная дисциплина; 2) наличие организации для совокупного действия; 3) политическая свобода; 4) развитие политического смысла (т.е. осознание собственных интересов); 5) определение основных направлений деятельности; 6) объединение (или группирование) людей около созданных ими начал; 7) выработка политических нравов. (В тексте этот ответ выделен жирным шрифтом).

Как видим, правильных ответов семь, значительно больше, чем требуется указать в задании. При выполнении подобных заданий учащиеся должны знать, что в тексте всегда больше правильных ответов, чем нужно для ответа и настраиваться на то, чтобы постараться найти в тексте все ответы, так сказать, «с запасом».

Что получилось в ответах экзаменующихся?

1. Школьники ограничиваются только заданными четырьмя пунктами, единственный неправильный ответ вдвое уменьшает количество баллов.

2. Наиболее распространенная ошибка – практически все школьники путают условия и результат, т.е. совершают грубую логико-смысловую ошибку при интерпретации как задания, так и текста. Типичный ответ: 1)дисциплина, 2) организация, 3) программа партии, 4) наличие общей цели. Здесь названы только два правильных условия – дисциплина и организация – тогда как остальное относится к результату. За такой ответ экзаменующийся получает не 2 балла, а 1 балл.

3. В большинстве ответов среди условий называется «общественное мнение». Однако в ключах к этому заданию такого варианта ответа нет. Автор текста дважды указывает на то, что общественное мнение является условием возникновения, рождения партии, а не условием превращения уже существующей партии в развитый политический субъект. Школьники не смогли различить эти нюансы. Повторим, что проблема могла быть снята, если бы экзаменующиеся не ограничивались бы перечислением только четырех пунктов.

 

 

Задание С3: Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) партий.

Правильный ответ на этот вопрос предполагает три позиции. 1. Авторская характеристика организованных партий. 2. Авторская характеристика неорганизованных партий. 3. Подтверждающий пример. Задание оценивается в 3 балла.

Смысл задания заключается в демонстрации экзаменующимися ряда компетенций. Во-первых, правильная интерпретация вопросов и поиск в тексте соответствующих авторских характеристик; во-вторых, умение извлечь суть суждений автора текста и применить в совершенно другом контексте, в-третьих, самостоятельное использование имеющихся историко-политических знаний. Почти все правильно нашли в тексте нужные цитаты (они выделены жирным курсивом).  Наибольшее затруднение у школьников вызвал пример. Типичный и наиболее распространенный вариант ответа – это словосочетание «Единая Россия». В некоторых ответах пример сводится к начертанию аббревиатуры «ЕР». Давайте определимся, что такое пример? Что является примером и что примером не является? Пример – это некоторое повествование, нарратив, отсылка к какому-то событию, факту, имевшемуся в реальной жизни или вымышленному. Пример должен быть объяснен, т.е. «возвышен» до какой-либо теории, идеи или суждения, которые данный пример иллюстрирует. Само по себе словосочетание «Единая Россия» примером не является. Повторимся, требуется рассказ о каких-либо событиях и фактах. Так, необходимо продолжить пример с «Единой Россией» «рассказом» о том, что это правящая партия, что она имеет большинство в российском парламенте, что существует развитая региональная партийная сеть, что это партия реальных дел и т.д. – иными словами, все, что показывает, что это организованная партия. В этом случае пример будет засчитан. Таким образом, пример включает в себя как «рассказ» о событии (он может быть достаточно кратким), так и объяснение этого рассказа в контексте вопроса.

Наиболее распространенные ошибки.

1. Отсутствует авторская характеристика одного типа партии.

2. Отсутствует поясняющий пример.

3. Пример «свернут» до названия партии.

 

 

Задание С4: Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

В данном задании также три позиции, которые обязательно должны быть отражены в ответе. 1. Ответ на вопрос: «Разделяет ли это мнение автор?» 2. Положение текста, подтверждающее ответ (во фрагменте выделено подчеркиванием). Пример, подтверждающий справедливость суждения автора. Максимальное количество баллов 3.

Не повторяя того, что было сказано в комментарии к заданию С3, отметим наиболее распространенные ошибки.

1. Отсутствует ответ об авторской позиции.

2. Нет соответствующей цитаты из текста.

3. Отсутствует пример, подтверждающий мысль автора.

4. Пример «свернут» до названия партии.

5. Приводится неправильный пример. Здесь требуется дополнительный комментарий.  Внимательное чтение цитаты из фрагмента текста Чичерина прямо указывает, что речь идет о приобретении политическими партиями парламентского опыта работы, опыта управления государством, без чего невозможно нормальное парламентское правление. Примеры, в которых фигурируют не партии, а иные организации не может считаться правильным. В ответах встречаются такие экзотические примеры как «Гринпис», фирма спортивной одежды», организация «трендсеттеров(?)».

Но более существенными и типичными оказались  ошибки, связанные с неправильной трактовкой суждения автора фрагмента. Пример чего следует привести? Партии (партий). Какой партии (партий)? Деятельность которой подтверждает суждение Чичерина о том, что для парламентской деятельности требуется управленческий опыт. Следовательно, пример должен включать в себя, прежде всего, «рассказ» о партии (партиях), которые не имеют (не имели) такого опыта работы, и как это сказалась на судьбе парламентаризма. Это может быть история I Государственной думы, I съезда народных депутатов, история молодых демократий, например, в Украине и Польше (досрочные выборы, неустойчивые коалиции, парламентские кризисы). Или пример, может представлять собой сравнение партий, имеющих и не имеющих управленческий опыт. Таким образом, пример, в котором скупо приводятся те же магические два слова «Единая Россия», является неправильным и не может быть оценен.

 

II. Второй тип заданий части С (вопросы С5 – С7) – это задания с развернутым ответом

Они проверяют следующие компетенции: перечисление признаков какого-либо явления, определение понятий, приведение примеров, раскрывающих какое-либо теоретическое положение, соотнесение реальной ситуации с имеющимися теоретическими знаниями.

 

Задание С5: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «приватизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о приватизации».

В задании С5 может содержаться требование раскрыть любое понятие курса обществоведения и составить соответствующие предложения. Как видим, задание состоит из двух элементов: а) раскрыть смысл понятия; б) составить два информативных предложения. Если экзаменующемуся понятен смыл обществоведческой категории, то он без труда составит предложения, которые бы не противоречили определению, а были согласованы с ним. А если школьник выучил, зазубрил определение понятия, то составить предложения окажется затруднительным. Рассмотрим, как было выполнено это конкретное задание.

Смысл понятия «приватизация» – в переходе имущества из государственной собственности в частную. Ключевые слова: государственная собственность, частная собственность, переход. Определение достаточно простое, но и в нем многие «заблудились». Путается направление перехода: в ряде ответов указывается, что «приватизация – это переход частной собственности в государственную». В ряде определений не называются типы собственности – это «переход имущества от одного собственника к другому».

Но больше всего ошибок в составленных предложениях о приватизации. Отметим наиболее типичные.

1. Составляется только одно предложение.

2. При правильном определении понятия «приватизация», учащиеся не до конца правильно понимают его смысл, который трактуют очень узко, как покупку и оформление квартиры в собственность. Приватизация – это не переход собственности от одного субъекта к другому! Типичное предложение «гражданин М. приватизировал квартиру, принадлежавшую гражданину Н.», встречающееся в ответах, является неверным, и такое предложение не может быть оценено. На этом теряются баллы.

 

Задание С6: «Приведите три примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которую вы иллюстрируете». Максимальное количество баллов 3. Данное задание в ходе репетиционного экзамена было выполнено хуже всего – 10,4% правильных ответов.

Попробуем разобраться. Прежде всего, интерпретируем задание, т.е. обнаружим (дешифруем) логику, которую составители вкладывали в этот вопрос. Задание включает в себя 6 элементов (3 проявления и 3 примера). Семья, как социальный институт выполняет различные функции, в том числе и хозяйственно-экономическую. Следовательно, речь в задании идет только об одной этой функции. Она имеет различные проявления, т.е. реализуется в конкретных формах деятельности, раскрывающих ее различные аспекты. Семью следует представить как самостоятельный хозяйственно-экономический субъект, в этом смысле не отличающийся от любого предприятия, фирмы, фермерского хозяйства. Через какую деятельность реализуется или проявляется экономическая активность?  Ведется домашнее хозяйство, пополняется семейный бюджет, существует разделение труда, осуществляется перераспределение доходов, производится покупка товаров и услуг, уплата налогов и т.д. Это и есть проявления хозяйственно-экономической функции. Дальше требуется всего лишь придумать три примера на каждое из этих проявлений, что само по себе не составляет большого труда.

Самой большой проблемой для участников репетиционного экзамена оказалось сформулировать проявления экономической функции. Почему-то школьники не смогли правильно интерпретировать задание и проявления отождествляли с примерами. Наиболее типичный вариант ответа содержал в себе какой-либо правильный пример, а дальше шла запись – «это проявление хозяйственно-экономической функции». Проявление-то не называлось! Выделим наиболее типичные ошибки.

1. Не называются проявления.

2. Приводится один или два примера.

3. Приводятся примеры, которые не иллюстрируют проявление экономической функции, например,  «разведение хомячков».

Значительная доля экзаменующихся вообще не стали выполнять данное задание.

 

Задание С7: «Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личных черт. А под влиянием, каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знание курса, укажите любые три фактора».

Максимальный балл 3. Переформулировав задание, мы получаем вопрос «Что, какие факторы кроме наследственности влияют на формирование личности?» Понятно, что речь идет о процессе социализации и агентах социализации. Таким образом, следует указать не менее трех агентов социализации, что не должно представлять особой сложности: семья, ближайшее окружение, образование, профессия, вид деятельности, СМИ, образ и стиль жизни, культурные традиции и социальные нормы и т.д.  Однако процент выполнения этого задания значительно ниже среднего балла – 29,2. Выделим наиболее распространенные ошибки.

1. Указанные факторы слишком абстрактны и, по сути, повторяют друг друга: «общество», «социальная среда», «общественная среда» - такие формулировки в одном ответе не могут быть засчитаны как разные факторы. В других случаях школьники в качестве разных факторов называют «родители», «родственники», «семья», что также не правильно. Встречается и такое сочетание «СМИ» и «телевизор».  Т.е. один фактор подается под разными формулировками.

2. Указывается менее 3 факторов, что сразу ведет к снижению баллов за это задание.

3. Указываются неправильные факторы. Так во многих ответах отмечается «индивидуальность».

 

III. Третий тип заданий части С – эссе (задание С8).

В общем виде оно сформулировано следующим образом.

Задание С8. «Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и свой жизненный опыт».

Далее следуют шесть высказываний, относящиеся к 6 основным разделам обществознания: С8.1 – Философия; С8.2 – Социальная психология; С8.3 – Экономика; С8.4 - Социология; С8.5 – Политология; С8.6 – Правоведение.

Эссе – квинтэссенция проверки знаний по курсу обществознания. Максимальная оценка 4 балла. Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной тематике, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему, обосновать его, обратившись к соответствующим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также фактам, почерпнутым из социального, личного опыта. Эссе позволяет, с одной стороны, продемонстрировать высокий уровень подготовки по обществознанию, с другой стороны, оценить этот высокий уровень. Эссе проверяет следующие компетенции учащихся:

- знание основных обществоведческих понятий, умение их распознать в различных контекстах и правильно использовать в речи;

- умения сравнивать социальные явления, выявлять их отличия и сходство с другими родственными или похожими явлениями;

- приводить собственные примеры, пояснения, аргументы;

- раскрывать теоретические положения на соответствующих фактах социальной или исторической действительности.

 

Какие составные части эссе?

1. Знания обществоведческого курсатеории, концепции, понятия. Учащиеся должны провести процедуру «опознания» предложенного высказывания, т.е. точно определить, к какому разделу (разделам), какой теме (темам) относится выбранная для эссе цитата, о какой проблеме пишет автор цитаты. Такое «опознание» предполагает развитое воображение, фантазию, без которых невозможно осуществить «восхождение» от конкретного суждения, зачастую противоречивого, парадоксального, лапидарного, вырванного из более широкого контекста рассуждений цитируемого автора, к сухой, «учебной» теории, даже не теории, а изучавшейся схеме.

Итак, теория «опознана». Далее необходимо вспомнить учебный материал, основные понятия, через определения которых «раскрывается» данный сюжет. Это и будет лежать в основе структуры эссе.

2. Собственное мнение. Оно представляет собой различные степени согласия или несогласия с автором цитаты. «Я полностью согласен с автором», «Я частично согласен с автором»; «Я полагаю, что позиция автора применима только к определенным условиям»; «Я не согласен с автором». И так далее. Иными словами, необходимо соотнести собственное мнение с мнением автора.

3. При высказывании своей точки зрения, пусть даже совпадающей с представленной, учащиеся должны кратко определить вокруг какой конкретной проблемы идет   описать проблему (или проблемы), которые поднимаются в цитате.

4. Аргументы в пользу собственной точки зрения, позиции. Данный элемент эссе, с одной стороны, «восходит» к соответствующей теории, а с другой стороны,  аргументация должна опираться на факты социальной жизни.

5. Соответственно, в эссе обязательно должна присутствовать отсылка к фактам социальной жизни, т.е. имеющимся в социальной реальности событиям, процессам, тенденциям.

6. Отсылка к собственному опыту или опыту других, лично знакомых людей.

Типичные ошибки.

1. Учащиеся вместо одного пишут шесть эссе по всем предложенным темам (цитатам).

2. Безответственный выбор темы сочинения. Следует выбирать ту область знания, которую школьники знают лучше других. Зачастую выбор определяется тем, насколько понравилась цитата.

3. Эссе представляет собой пересказ цитаты. Так в репетиционном экзамене многие выбрали в качестве темы сочинения следующее высказывание Вольтера: «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать». Приведем в качестве примера сокращенный вариант типичного эссе.

«Я полностью согласна с Вольтером. Он замечательно сравнил человека с кораблем, а эмоции и чувства с ветрами, надувающими паруса. Эмоции бывают очень сильными, и зачастую они мешают человеку, например, ревность. Но, вместе с тем, человек не может жить без эмоций, например, без любви». Фактически, это сочинение не выходит за рамки пересказа цитаты.

4. Мысль (или проблема) выраженная в цитате оказывается непонятой, сочинение пишется совершенно о другом.

5. Отсутствует какой-либо обязательный элемент эссе.

6. Формальное использование обществоведческих понятий и терминов.

 

 

 

г.Ульяновск, ул.Северный Венец 32, ауд.100, тел./факс 43-02-03, e-mail:rpct@ulstu.ru