ЦЕНТР
   ТЕСТИРОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ 
УлГТУ 
НовостиДокументыАбитуриентуШкольнику<На заметку>ТестыПрофориентацияРезультатыКонтакт!Гостевая книгаФорумНП "ЦОКО"

Пробные экзамены 2010/11. Грамотный организатор - залог успеха.


С декабря 2010 года по март 2011 Центром довузовской подготовки УлГТУ были организованы и проведены пробные экзамены по технологии ЕГЭ. Для знакомства с технологией 7 декабря были проведены бесплатные для всех желающих экзамены по математике (11 класс) и алгебре (9 класс). Суммарно в бесплатных экзаменах участвовало около 13 тысяч человек. В период с 21 января по 18 марта 2011 года прошли экзамены по всем предметам по которым проводится ЕГЭ, кроме иностранных языков.

Части А и В работ проверялись автоматизированно, часть С, как и на реальном ЕГЭ, экспертами предметных комиссий. Причем на проверку им выдавались анонимные работы, что повышало объективность и являлось одной из главных целей проведения пробных экзаменов. Учитывая сложные погодные условия минувшей зимы, карантины и связанную с этим нехватку времени в школах, материалы на обработку принимались значительно дольше, чем это разрешено на ЕГЭ.

Результаты были готовы через 5-12 дней после экзамена, что соответствует времени появления результатов во время реального ЕГЭ. Участники экзамена могли самостоятельно ознакомиться со своими персональными результатами на нашем сайте, а в адрес школ и районо направлялись протоколы проверки и статистика. Для организаторов и дежурных в аудиториях были разработаны правила, основанные на правилах проведения ЕГЭ с незначительными изменениями, связанными с проведением экзамена вне сети ППЭ, утвержденной Министерством образования Ульяновской области на 2011 год.

В данном материале не будут разбираться результаты пробных экзаменов. Не будут сравниваться средние баллы по школам, предметам и районам. Информации в школах для принятия локальных мер по итогам экзаменов достаточно. Эту статью хотим посвятить разбору тех ошибок, которые допускали организаторы и участники экзаменов. Все, что было в наших силах, мы исправляли, однако на ЕГЭ, который строго регламентирован, некоторые наши действия были бы просто недопустимы, например, привязка дополнительных бланков по почерку, перепроверка по другому варианту после перекомплектации индивидуальных комплектов и некоторые другие. Многие из этих ошибок остались незамеченными вами, хотя и привели к снижению баллов. Свое повествование для наглядности мы снабдим реальными изображениями фрагментов бланков пробного экзамена.

Ошибки, о которых пойдет речь, можно разделить на две группы: ошибки, допускаемые организаторами в аудитории, и ошибки участников экзамена.

1. Ошибки организаторов в аудитории.

1. Неправильная комплектация возвратных пакетов.

Это группа ошибок, включающая:
- нарушение ориентации бланков в пакете;
- несоответствие количества бланков в пакете, написанному на сопроводительном бланке "Форма 11-ППЭ" количеству;
- на обработку сдают не все бланки, например, если участник экзамена не решал задания части С, то ошибочно считают, что эти бланки сдавать не надо;
- пересортица, когда в один пакет кладут несколько бланков другого типа;
- перекомплектация индивидуальных пакетов, когда по каким-то причинам, которые не могут объяснить даже организаторы в аудитории (чаще это происходит при замене индивидуального комплекта), работа выполняется на бланках из разных индивидуальных комплектов.

Самой существенной является последняя ошибка, так как с большой долей вероятности она приведет к аннулированию работы. Организаторам в аудитории надо знать Правила проведения ЕГЭ в пунктах проведения экзамена (далее ППЭ), четко их выполнять, а при возникновении вопросов обращаться за консультацией к руководителю или помощнику руководителя ППЭ.

Ошибки организаторов при комплектовании возвратных пакетов приводят к значительному увеличению времени обработки экзамена в региональном центре обработки информации (далее РЦОИ). Так, при приеме материалов в случае расхождения количества, указанного на сопроводительных документах с фактическим количеством бланков в пакете, уполномоченный ГЭК должен будет написать служебную записку с указанием причин. При обнаружении пересортицы и нарушении комплектации, работникам РЦОИ придется повторно отыскивать и пересканировать ошибочные пакеты. При перекомплектации индивидуальных комплектов руководитель РЦОИ должен написать акт о нештатной ситуации и служебную записку в Федеральный центр тестирования (далее ФЦТ) при этом приостанавливается обработка материалов всего (!) региона.


Образец нарушения комплектации возвратного пакета, в котором встречаются описанные ошибки.

2. Посторонние значения в полях

Все поля бланка регистрации, бланков ответов №1 и №2, а также дополнительных бланков ответов должны заполняться в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ. "Шапки" бланков заполняются под диктовку организатора в аудитории. При этом нередки случаи, когда в поля бланков, не предназначенных для заполнения без прямого указания ФЦТ или РЦОИ ("Служебная отметка", поля "Резерв"), вносятся произвольные значения (номер КИМа, номер дополнительного бланка ответов, номер школы, фамилия).

Последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми, например, проверка работы по другому варианту или снятие с обработки в случае, если на бланке ответов №1 или №2 указана фамилия экзаменуемого или другие данные, позволяющие его идентифицировать, а организаторам в аудитории в объяснительной записке придется пояснить причины заполнения полей, не подлежащих заполнению без специального указания. Такая ситуация также замедляет обработку экзамена.


Пример ошибочного заполнения поля "Служебная отметка"

3. Не заполнены поля, подлежащие обязательному заполнению

Достаточно часто мы встречаем бланки с пустыми полями, которые должны заполняться под диктовку организатора в аудитории. Это могут быть коды школы и ППЭ, дата, код и название предмета, но некоторые отличаются тем, что не вписывают ФИО и паспортные данные! Некоторые ошибочно полагают, что если они не решают задания части С теста, то шапку бланка ответов №2 можно не заполнять. Это не так! Даже в случае пустого бланка ответов №2 поля "Код региона", "Код предмета" и "Название предмета" должны быть заполнены.
Почему эти, на первый взгляд, ошибки участников экзамена мы приписываем организаторам? Все очень просто: в соответствии с правилами организатора в аудитории во время проведения экзамена организатор должен проверить правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках.


Бланк с незаполненными полями серия и номер докумета.

4. Подпись организатора на бланке требуется только в исключительных случаях

Некоторые организаторы в аудитории, найдя на бланке регистрации окошко "Подпись ответственного организатора", подписывают его всем без разбора. При этом в Правилах заполнения бланков ЕГЭ сказано, что организатор ставит соответствующую метку и расписывается на бланке регистрации только в двух случаях: при удалении участника с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ и в случае, если участник не закончил экзамен по уважительной причине.
РЦОИ обязан предоставить в Государственную экзаменационную комиссию (далее ГЭК) списки удаленных и не закончивших экзамен. Списки формируются на основании соответствующих меток и подписей организаторов. Может случиться ситуация, когда ГЭК примет решение об аннулировании результатов на основании ошибочной подписи организатора в аудитории.


Вот так в одной из аудиторий организатор ошибочно подписала все бланки

5. Выдача и "привязка" дополнительных бланков ответов №2 к бланку ответов №2

Это один из самых больных вопросов организаторов в аудитории. Собственно ошибки здесь две: не все могут правильно "привязать" доп. бланк к основному бланку, и выдают дополнительный бланк при не полностью заполненном основном или предыдущем дополнительном бланке.

Пункт 2.14 Правил для ответственного организатора: "Организаторы в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов №2 должны следить за тем, чтобы основной бланк ответов был полностью заполнен. При этом в поле "Дополнительный бланк ответов №2" основного бланка организатор вписывает № выдаваемого дополнительного бланка ответов №2, а на выданном дополнительном бланке ответов №2 проставляется номер листа в соответствующем поле бланка.
В случае заполнения дополнительного бланка ответов №2 при незаполненном основном бланке ответов №2, ответы, внесенные на дополнительный бланк ответов №2, оцениваться не будут."

В возвратном пакете за бланком ответов №2 участника должны следовать дополнительные бланки ответов этого же участника по порядку номеров листов. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО СКРЕПЛЯТЬ БЛАНКИ СТЕПЛЕРОМ! Это выводит из строя сканер. Стоимость одного сканера, используемого в РЦОИ, от 250 000 рублей.

Решение проблемы непривязанных бланков в РЦОИ может значительно затормозить обработку экзамена в целом. При этом могут потребоваться объяснительные записки от организаторов в аудитории и руководителя ППЭ.

Несмотря на то, что для организаторов, ответственных за ЕГЭ в муниципалитетах во время подготовки к ЕГЭ неоднократно указывается на необходимость правильной работы с дополнительными бланками ответов, количество ошибок с этим связанных, уменьшается незначительно. Поэтому призываем участников ЕГЭ уяснить эти нехитрые правила и контролировать действия организаторов в аудитории при выдаче дополнительных бланков ответов №2.


Образец правильного оформления дополнительных бланков ответов №2

6. Нехватка дополнительных бланков ответов, нерациональное их распределение между ППЭ, экзаменами и аудиториями.

Теоретически участник ЕГЭ может использовать для своего ответа на задания части С неограниченное количество дополнительных бланков ответов №2. Однако практика, как часто бывает, расходится с теорией, поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать не более четырех дополнительных бланков ответов, что в сумме с основным бланком ответов составит 10 страниц формата А4. Для записи ответа более чем достаточно.

К сожалению, ошибки в расчетах организаторов ЕГЭ в регионе, ошибки в распределении дополнительных бланков в ППЭ и в аудитории могут привести к нехватке дополнительных бланков ответов №2. Известны случаи, когда дополнительные бланки ответов выдавались в аудитории вместе с индивидуальным комплектом "на всякий случай", а когда участнику экзамена потребовался еще один дополнительный бланк, все они оказались уже привязанными к бланкам других участников, но большинство из них были пустыми. Были случаи, когда в одной из аудиторий заканчивались дополнительные бланки и участнику отказали в еще одном дополнительном бланке, а в соседней аудитории осталось несколько неиспользованных дополнительных бланков ответов.

Также надо учитывать статистику количества использованных допбланков в зависимости от предмета. Так, по литературе допбланки используют 32% участников, по обществознанию - 27%, по математике - 9%, по остальным предметам - 8% и менее. Следует помнить, что участники ЕГЭ из сильных школ, школ с уклоном в изучении каких-то предметов используют по соответствующим предметам большее количество дополнительных бланков.

Недопустимо использовать в качестве дополнительных бланков ответов черновики, бланки ответов других индивидуальных комплектов, прошлогодние дополнительные бланки ответов, листы с угловыми штампами школ и прочее! Такие листы просто снимаются с обработки.


Использовать черновики для записи ответов на задания части С и скреплять их степлером недопустимо.

7. Ошибки в заполнении формы 11-ППЭ

Это одна из самых простых форм при проведении ЕГЭ, но ошибки при ее заполнении встречаются довольно часто. Чаще всего это несоответствие написанного на форме с содержимым пакета: неправильное указание кода ППЭ и номера аудитории, типа лежащих в пакете бланков, количества бланков в пакете.

В РЦОИ при сканировании бланков информация о пакетах берется именно с этой формы, и случаи ошибочного ее заполнения замедляют процесс сканирования и обработки бланков.


Образец правильного заполнения формы 11-ППЭ

8. Недопустимо использование корректора для исправления ответов на бланках

Согласно Правилам заполнения бланков ЕГЭ, использование корректора недопустимо! Для замены ошибочных ответов на задания части А или В используйте соответствующую область бланка. Кроме того, корректор не входит в перечень допустимых к использованию во время ЕГЭ материалов.

Использование корректора приводит к значительному замедлению процесса обработки, так как он, отваливаясь с листа и прилипая к зеркалу сканера, портит все последующие бланки линией, идущей через весь бланк. Сканировщик должен будет найти и пересканировать все испорченные корректором пакеты с бланками. Этот трудоемкий процесс значительно замедляет обработку ЕГЭ в регионе.

Более того, откроем вам небольшой секрет: использование корректора не приводит к желаемому эффекту, так как получившиеся неровные границы квадратиков программа все равно в большинстве случаев распознает как метку.


Образец линии, оставляемой отвалившимся с листа корректором. В данном примере все клетки, через которые прошла линия, будут распознаны как выбранный вариант ответа.

Мы упомянули лишь те ошибки, которые допускают организаторы в работе с бланками ответов. К сожалению, поверхностное знание организаторами Методических материалов по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ приводит и к другим ошибкам. Разумеется, все это обсуждается на специализированных семинарах, региональных и муниципальных учебах, но в идеале хотелось бы исключить ошибки организаторов при проведении ЕГЭ. Надеемся, что знакомство участников ЕГЭ с описанными ошибками приведет к минимизации ошибок организаторов.

Кстати, не все так правильно и безошибочно в действиях участников ЕГЭ. Об этом пойдет речь в следующей части нашей статьи.

2. Ошибки участников ЕГЭ.

Пару-тройку лет назад нами был подготовлен и опубликован материал "Типичные ошибки при заполнении бланков ответов Единого Государственного Экзамена и Централизованного Тестирования", в котором мы структурировали и наглядно показали ошибки участников экзаменов. К сожалению, прошедшие годы не добавили ничего нового в нашу "копилку" ошибок. Все то же и все так же... Некоторые, не уходящие в историю ошибки, мы упомянем и в этой статье. Масса ошибок возникает при несоблюдении правил к тесту или к отдельному заданию теста.

Обратите внимание на пункт 3.7 Правил по работе конфликтной комиссии "Конфликтная комиссия не вправе применять изменения к ответам на задания части А и/или В в случае, когда при записи ответа участник ЕГЭ применял форму записи (символы), противоречащие указанию к заданию, а также Правилам заполнения бланков ЕГЭ." То есть, если записал ответ не по правилам, возможности изменить его в случае технической ошибки распознавания на апелляции не будет!

1. Каждый год находятся "уникумы", указывающие ответы на задания как показано на рисунке. Компьютер в качестве ответа на все задания распознает первый вариант ответа.

Любой символ, штрих внутри клетки распознается как метка!

2. Уже более десяти лет мы твердим, что перед записью ответов в короткой форме на задания части В необходимо прочитать общие инструкции к части В теста, а также, если они есть, инструкции к конкретному заданию. В иллюстрациях мы поясним это на примере задания В8 из ЕГЭ по русскому языку, по поводу записи ответа на которое бурлят умы каждый год во время и после экзамена.

Так, согласно инструкции к заданию В8 требуется записать ответ в виде последовательности цифр, отделив их запятой. Каждую запятую надо писать в отдельном окошке. Правильная запись ответа выглядела бы так: "8,2,4,1" (без кавычек).
Однако участники выдумывают свои способы записи, например, "1-8,2-2,3-1,4-1" (верификатор обязан удалить только недопустимые символы, т.е. "-" и ответ превратится в "18,22,31,41");
В заданиях, где надо перечислить через запятую номера предложений, например "21,23" не ставят запятую и ответ превращается в "2123". Это заведомо неправильный ответ, так как его можно интерпретировать как "2,1,2,3", "2,12,3" или "21,2,3" и так далее.


Общая Инструкция к части В теста по русскому языку



Фрагмент Инструкции к записи ответа на задание В8 по русскому языку

3. Также невнимательно некоторые участники читают инструкцию к заданиям части В по истории.
Общая Инструкция к части В теста по истории в которой сказано, что "имена российский государей следует писать только буквами"

Образец ошибочного заполнения ответа по истории с указанием имени монарха
4. По математике в клеточки размером 4х6 мм пытаются вписать формулы, обыкновенные дроби, спецсимволы, хотя в инструкции к заданиям четко сказано, что ответом должно быть число.
Общая Инструкция к части В теста по математике

Ошибочные записи ответов на задания части В по математике

Единицы измерений писать не нужно. Об этом сказано в инструкции к части В. Это "100 метров" или "10 Ом"?

5. В некоторых тестах, например, по истории, географии, химии и другим ответ на некоторые задания части В надо сначала вписать в текст работы, а затем перенести вписанное в бланк ответов №1. При этом должна получиться последовательность букв ИЛИ число.

В инструкции для верификаторов (верификаторы - это люди, производящие сверку символов электронного изображения бланка с информацией, полученной в результате распознавания бланка) сказано "если участник ЕГЭ внес ответ, используя и допустимые и недопустимые для этого поля символы, необходимо удалить недопустимые символы". В последнем примере, приведенном в правом столбце таблицы, для записи ответа использовались цифра "3" и буква "З". Внешне они неразличимы, верификатор должен будет оставить только допустимые символы, поэтому "3" и "З" останутся.


Инструкция к части В теста по географии

В данном случае должна была быть записана последовательность букв "ГАБД"

В ответе требовалось дать последовательность букв.
6. Достаточно много обращений на наш сайт мы получили от тех, кто не может найти свой результат. Причиной во многих случаях было неаккуратное заполнение бланка регистрации из-за чего компьютер неверно распознавал фамилии, имена, отчества и номера документов.
В верхней части бланка регистрации и бланка ответов №1 приведены образцы написания букв и цифр.
7. Некоторые участники экзамена используют карандаш для выполнения схем, графиков на бланке ответов №2. Эти бланки также сканируются и эксперту на проверку попадают копии работ, при этом карандашные рисунки на копии практически не видны, так как карандаш имеет намного меньшую интенсивность штриха.

Все, что вы записываете на бланках ответов, включая бланки ответов №2 и дополнительные бланки, должно быть записано яркой черной гелевой или капиллярной ручкой, не оставляющей "проблесков".

Рисунки, схемы, чертежи на бланке ответов №2 необходимо выполнять черной гелевой ручкой.

Завершая статью, отметим, что это далеко не полный перечень ошибок, которые допускали организаторы и участники пробных экзаменов, а упомянутые ошибки допускаются не только на пробном, но и на основном ЕГЭ. Основной причиной ошибок является незнание инструкций - организаторы поверхностно знают свои инструкции, а участники невнимательно читают инструкции к тестам и не знают Правила заполнения бланков. Готовясь к ЕГЭ, потратьте несколько минут на изучение этих нехитрых правил и придя на экзамен, будьте собранными, спокойными и уверенными в себе. Вы все знаете и не забыли:
- пропуск на ЕГЭ (заполненный и зарегистрированный);
- документ, удостоверяющий личность (далее - паспорт) ;
- гелевую или капиллярную ручку с черными чернилами;
- дополнительные устройства и материалы, которые можно использовать по отдельным предметам (перечень ежегодно утверждается Рособрнадзором);

Удачи на экзаменах!

Подготовлено Центром довузовской подготовки УлГТУ.

г.Ульяновск, ул.Северный Венец 32, ауд.100, тел./факс 43-02-03, e-mail:rpct@ulstu.ru